Лужение и пайка кузова

Лужение кузова – нанесение специального припоя на элементы кузова, чтобы заполнить неровности, герметизировать и замаскировать сварочные соединения, а также запаять отверстия. Да, в современном кузовном ремонте чаще применяется шпатлевка, но при реставрации классических автомобилей по-прежнему используют припой.

Лужение и шпатлевка имеют свои преимущества и недостатки. При лужении кузова нужно придерживаться инструкций и немного приобрести навык. Так как шпатлевку наносить проще, нежели припой, для многих это является основным аргументом в сторону данного материала. Но вот по характеристикам припой во многом превосходит шпатлевку.

В случае серьезных повреждений, когда деталь пришлось бы вырезать, применение данной методики является хорошим выходом из ситуации.

Припой размягчается путем нагрева и нанесения на поверхность, подготовленную лужением. После остывания образуется прочная связь припоя с поверхностью металла.

Нанесение припоя на кузов может потребоваться там, где сложно или невозможно использовать другие методы ремонта. Припой удобно применять, когда металл слишком толстый для рихтовки и отсутствует доступ с обратной стороны панели. Припой можно использовать на местах, где возможно небольшое движение металла при эксплуатации автомобиля и шпатлевка может треснуть (сварочное соединение). Припой хорошо герметизирует сварочный шов и гарантирует его коррозионную устойчивость. Также, при использовании кузовного припоя, толщина слоя не так критична, как при применении шпаклёвки. Припой хорошо подойдёт для мест кузова, где нужно сформировать кант.

Преимущества лужения и пайки кузова

  1. Припой держится лучше шпатлевки. Прочность на разрыв (сила, требуемая, чтобы отделить припой от металла, на который он нанесён) составляет 423 бара. Это крайне высокий показатель.
  2. Слои припоя не дают усадки.
  3. Припой более эластичный и прочный, свинец в составе припоя хорошо гнется вместе с металлом, на который его нанесли, поэтому он не трескается.
  4. При ударе припой не трескается.
  5. Припой является водонепроницаемым. Шпатлевку же нельзя назвать полностью водонепроницаемой.
  6. Ещё одним большим преимуществом припоя над шпатлевкой является то, что не стоит беспокоиться о времени его затвердевания. Можно добавлять дополнительный припой прямо на уже нанесённый слой. Нужно только разогреть поверхность и новый припой и добавить его. Не нужно полностью расплавлять уже нанесённый слой.

Инструменты и материалы для лужения и пайки кузова

  • Необходим припой и паста для лужения (tinning paste). Для лужения кузова используют припой трех марок: ПОС 30 (более жидкий при нагреве, больше подходит для горизонтальных поверхностей), ПОССу 30-2 (за счет сурьмы в составе, при нагреве становится кашеобразным и меньше стекает с вертикальной поверхности), Pb74Sn25Sb1 (припой с 1% сурьмы в составе)
  • Также нужна чистая тряпка (лучше всего подходит хлопковая), для стирания остатков пасты после нагрева.
  • Для нагрева необходима газовая горелка, пропановая горелка или фен с регулировкой температуры и потока воздуха. При использовании сварочной газовой горелки, пламя должно быть настроено на минимальную температуру, при которой будет плавиться флюс и разогреваться металл кузова.
  • Припой разравнивается специальными блоками из твёрдого дерева. Применяется специальная смазка (твёрдый животный жир), тонкий слой масла или пчелиный воск, наносимый на лопатку или блок, чтобы они не липли к припою. Так припой, разглаженный блоками, получается более ровным.

Шпатель для лужения — 38X180X38Шпатель для лужения — 30X250X12Шпатель для пайки и лужения кузова Wurth S-B25

  • Для обработки затвердевшего припоя понадобится кузовной напильник или шлифовальный блок с крупнозернистой шлифовальной бумагой.

кузовной напильникшлифовальная бумага

Лужение и пайка кузова автомобиля

Свинец не желательно применять на тонком металле или быть осторожным, чтобы не перегреть тонкий листовой металл, тем самым, ослабив его. Тепловой деформации могут подвергаться особенно плоские панели, так как имеют меньшую жёсткость, в сравнении с выпуклыми формами и панелями, имеющими рёбра жёсткости.

Лужение и пайка кузова

Процесс лужения и пайки кузова (нанесение припоя):

  • Сначала поверхность должна быть очищена от краски и возможной ржавчины. Зачистка поверхности должна быть минимум на 4-7 см с запасом по краям. Обезжирьте поверхность.

зачистка

  • Нанесите кистью флюсовую пасту на ремонтируемую область кузова с запасом по краям.

нанесение пасты

  • Далее поверхность с нанесённой пастой разогревается горелкой (строительным феном или другими источниками нагрева, рабочая температура пасты находится в диапазоне от 230-250°С) до момента, пока паста не приобретет серебристый оттенок. После проведения процедуры остается лишь удалить остатки флюса мягким нетканым материалом. Также, стоит отметить, что пасту не следует перегревать, иначе она будет сожжена и тогда её потребуется счищать и наносить заново. Пламя следует водить по обрабатываем поверхности, не задерживая на одном месте. Требуется использовать только кончик пламени.

прогревание пасты

  • Подготовьте деревянный блок для разравнивания припоя. Если шпатель уже использовался, тогда нужно убрать остатки рабочего материала, который был нанесен на него в прошлый раз. Для этого можно отшлифовать его крупнозернистой шлиф. бумагой. Деревянный инструмент должен быть чистый и ровный. Далее его следует смазать жиром (или пчелиным воском), чтобы он не прилипал к припою, а легко скользил по его поверхности. В процессе работы, может понадобиться снова нанести смазку.

нанесение и разглаживание припоя

  • После нанесения полосок нужно снова разогреть припой и начать разравнивать деревянным блоком, поддерживая нужную температуру.

разглаживание бруском

  • Если при лужении Вы наблюдаете потери припоя, и он просто капает на пол, просто отдалите источник пламени от обрабатываемой зоны.
  • После того, как припой остынет, Вы можете очистить поверхность раствором соды и воды (пищевая сода 2-3 ст. ложки на 1 л воды), после высушите поверхность. Потом обработайте участок наждачной бумагой (лучше не использовать размер абразива меньше p80, чтобы пыль от шлифования не была слишком мелкой) и покройте кислотным грунтом.
  • При необходимости, можно нанести тонкий слой шпатлевки, для придания кузову идеальной формы. В целях повышения адгезии[1] перед нанесением шпатлевки или грунтованием акриловым грунтом, на поверхность с нанесенным и обработанным припоем можно нанести эпоксидный грунт.

[1] Адгезия (от лат. adhaesio — «прилипание») в физике — сцепление поверхностей разнородных твёрдых и/или жидких тел.

Корзина0
В корзине нет никаких продуктов!
Продолжить покупки
0
Прокрутить вверх